Горецкий Эдуард Викторович
1923 – 1997

На дату начала войны был выпускником 10 класса школы №3 города Армавира.
Для победы – воевал. Был старшим лейтенантом, командиром взвода инженерной разведки 8-й штурмовой, 10-й инженерно-сапёрной бригады 3 армии генерала А.В.Горбатова. Ржев, Хомутово, Орёл, Павля, Трубчевск, Стародуб, Рогачёв, Жлобин, Быхов, Минск, Белосток.
Из воспоминаний:

«ПЕРЕПРАВА»

Зима 1943 года. Наша 8 штурмовая инженерная бригада приближалась к Днепру в районе города Быхова. Командование поставило перед нами, инженерными разведчиками, очень ответственную задачу: найти место для переправы через Днепр нашей артиллерии, танков и пехоты.
Для этого нам предстояло определить прочность, грузоподъёмность, толщину и строение льда.
Итак, задание получено, задание ясное, и нужно к нему приступать.
Дождавшись ночи, мы начали действовать. Ночь выдалась морозная, мягкий снег поскрипывает, и это заставляет быть особенно осторожными и внимательными.
Пробираясь через мелкий кустарник и заросли, мы обнаружили место, где погибли наши товарищи, подорвавшись на минах, которые трудно бывает заметить и которые таят в себе столько опасностей! Однако мы подошли к реке благополучно.
Стараясь остаться незамеченными, мы быстро начали выпиливать и выдалбливать кусок льда, чтобы доставить его по назначению. Было невозможно действовать совершенно беззвучно, и немцы, услышав шум, тут же осветили нас яркими ракетами; а в нашу сторону полетели очереди трассирующих пуль. Но немцы могли стрелять только наугад, ориентируясь по звуку, а мы, в белых халатах под прикрытием ночи – выполнили задание!
И вот настал день, когда наши танки двинулись вперёд и успешно прошли через Днепр! Наша Армия уверенно шла к победе, а мы ждали теперь новых заданий.
Мне было дано задание разведать дорогу для движения Третьей Армии генерала Горбатого.
Это был период, когда наши войска, громя противника, стремительно продвигались на Запад.
На карте наш начальник разведотряда восьмой штурмовой бригады капитан Колыш красным карандашом нанёс маршрут. Ведь дорога должна выдержать армейские грузы; должны пройти тяжёлые орудия и танки. А препятствия на пути уберут сапёры; если нужно – построят мосты и разминируют мины. И вот данные для них должны быстро разведать мы – инженерные разведчики.
А донесения о состоянии и грузоподъёмности мостов, о минных полях и обо всех результатах разведки я должен докладывать в бригаду по походной радиостанции в часы связи.
И вот разведчики ушли в разведку, но не вернулись; донесений с переднего края всё нет! Я решаю проскочить на мотоцикле по маршруту.
Мы с напарником обгоняем технику и колонны пехоты. Впереди – свободная дорога. Она безлюдна. Справа идёт бой за высоту. Немцы обстреливают, а солдаты атакуют эту высоту.
Дальше – неразведанный участок дороги и мы решаем проскочить по нему. Ведь командованию срочно нужны данные разведки, нужны прямо сейчас! Командованию невозможно принять верное решение не зная обстановки.
Ещё несколько километров – и у небольшой деревушки уже виден мост! Мост деревянный и даже хорошо сохранился дорожный знак «16 тонн». Это – ценный сюрприз для нашей наступающей Армии! Вместе с водителем мы быстро осматриваем сваи, прогоны и настил. Я замеряю основные данные моста, проверяю, не заминирован ли он, не подготовлен ли к взрыву; проверяю его грузоподъёмность.
Вдруг мы замечаем, что в деревне стоит какая-то удивительно зловещая тишина. И я замечаю, что к нам из лесочка бежит группа каких-то людей! Спешу закончить разведку… Ещё одна томительная минута, другая, и мы ясно видим зелёные шинели. Это – немцы! Они стремятся захватить нас! Я быстро поднимаюсь на дорогу. Вместе с водителем мы разворачиваем наш тяжёлый мотоцикл «Индиан». А ведь он может и не завестись с первого раза! Тогда – гибель! А у меня всего одна граната и пистолет!
Немцы уже бегут к мосту. Слышна немецкая команда. Ещё мгновение – и мы лицу к лицу с отделением немцев! Один из них стреляет в меня. Тогда я бросаю в них гранату! Мотоцикл рывком рванулся с моста и помчался по дороге. Теперь нас уже обстреливают миномёты из деревни… Осколком сбило мою пилотку и пробило крыло мотоцикла. Взрывы мин совсем рядом… На большой скорости мы выскочили из- под обстрела…
Наши сведения о разведке были переданы командованию вовремя!
Прошло много лет, но я иногда вспоминаю серые звериные глаза немца – и ствол, направленный на меня.»
Основные качества, которые помогли Эдуарду Викторовичу победить: КАЧЕСТВА ПОБЕДИТЕЛЯ – ДОБРОТА и ВЕРА В ЛЮДЕЙ И В ПОБЕДУ!
День Победы 9 мая 1945 года встретил в госпитале.

Историей поделилась Бартош (Горецкая) Наталья Эдуардовна; дочь; преподаватель АДМШ; город Асбест, Свердловской области.

Отправить свою историю